Модель ООН – это захватывающая ролевая игра, в которой старшеклассники воспроизводят работу Организации Объединенных Наций. Её участники – делегаты, наблюдатели, председатели и эксперты – выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения повестки дня. На Модели делегаты выражают не личную точку зрения, а официальную позицию представляемой ими страны. Цель каждого комитета — принять резолюцию по вопросу на повестке дня.


27 и 28 апреля в городе Ставрополе прошла игра Модель ООН.

В этом году на Модели ООН было представлено 2 комитета, работа в рамках которых велась на русском и английском языках. В заседаниях приняли участие школьники города Ставрополя и города Невинномысска, которые представили 47 стран.

На церемонии закрытия игры члены президиумов комитетов рассказали о проделанной работе и о результатах заседаний. Председатели и сопредседатели отметили не только навыки делегатов, но и их личные качества: упорство на пути к принятию резолюции и умение находить компромисс, трудолюбие и внимательность к коллегам. Они также поблагодарили своих коллег: секретарей и экспертов, а также весь секретариат, который проделал колоссальную работу для успешной организации Модели.

Главы комитетов отметили вклад каждого делегата в проведение конструктивных и при этом оживленных заседаний. Были названы наиболее активные делегаты и награждены лучшие делегаты — те, чей вклад в написание резолюций заслужил особое внимание.

Партнером Модели ООН в этом году стал музейный комплекс «Россия- моя история», на базе которого прошла игра.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 45 города Ставрополя

Отчет о реализации программы работы муниципальной инновационной площадки в сфере образования в городе Ставрополе

по теме: Дипломатические классы в системе профилизации обучающихся, как условие социального партнерства высшего и общего образования.

(за период декабрь 2018 — декабрь 2021 г.)

 

Общие сведения:

Полное название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 45 города Ставрополя

Адрес: 355032, Российская Федерация, Ставропольский край, город Ставрополь, улица Тухачевского 30А.

Телефон: +7 (8652) 55-45-56

Факс: +7 (8652) 55-45-56

email: sch_45@stavadm.ru

Адрес сайта: www. http://stavsch45.ru/

 

Тема инновационной деятельности: «Дипломатические классы в системе профилизации обучающихся, как условие социального партнерства высшего и общего образования».

 

Дата создания инновационной площадки, реквизиты приказа о присвоении статуса инновационной площадки и сроки реализации инновационного проекта: 26 декабря 2018 года, приказ №647-ДО от 26.12.2018 года.

 

Список исполнителей:

Научный руководитель: Васильев С.К., кандидат филологических наук, директор Одинцовского филиала МГИМО МИД России

 

Руководители инновационной площадки от образовательного учреждения:

  1. Токарева Лариса Николаевна, директор МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя.
  2. Гусак Юлия Николаевна, заместитель директора по науке МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя.

 

Информационно-аналитическая справка

о результативности инновационной деятельности

МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя в рамках реализации

программы работы муниципальной инновационной площадки по теме:

«Дипломатические классы в системе профилизации обучающихся, как условие социального партнерства высшего и общего образования»

 

  • Продуктивность реализации инновационного проекта (программы)

 

В 2018 году коллектив МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя в рамках городской инновационной площадки начал работу над актуальной методической темой «Дипломатические классы в системе профилизации обучающихся, как условие социального партнерства высшего и общего образования».

Профилизация обучения — это серьезный и ответственный процесс, который предполагает заинтересованность всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, ребенка. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Об этом неоднократно говорил президент страны В.В. Путин на различных форумах: «Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах».

Создание профильного класса на уровне образовательной организации было обусловлено подписанием соглашения о сотрудничестве с МГИМО МИД России и появившейся возможностью предложить обучающимся профильного экспериментального класса особую обучающую программу, возможность для достижения более высокого качества на всех уровнях образования. Организованная в школе система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе — определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования и др.) позволит принимать управленческие решения.

Федеральные требования к профилизации в обучении определяются рядом положений:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599; 6
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 г.);
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. Правительством РФ 15 мая 2013 г. № 792-р);
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (утв. Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
  6. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р в части поддержки внеурочной деятельности и блока дополнительного образования).
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
  9. Приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32 о правилах приема обучающихся в профильный класс.

 

В 2018-2021 годах были реализованы задачи 1 и 2 этапов инновационной работы:

− проведен анализ теоретических источников по проблеме исследования, изучен передовой педагогический опыт, проанализировано состояние системы дополнительного образования в профильных классах,

− разработаны программы, создан план реализации, разработаны необходимые нормативноправовые акты в школе,

− подобраны кадры, распределены обязанности, сформирована творческая проблемная группа, проведено обучение членов группы, разработаны необходимые документы,

− открыты профильные классы, проведена оценка, обработка и анализ промежуточных результатов экспериментальной работы.

В ходе работы были определены основные цели работы инновационной площадки в школе:

‒ обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы;

‒ создать условия для существенной дифференциации содержания обучения обучающихся построения индивидуальных образовательных программ;

 ‒ способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

‒ расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между начальным и средним образованием, между средним и общим образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

 

Исходя из целей, были сформулированы основные задачи деятельности профильных классов:

‒ достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

‒ формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критического мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

‒ умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;

‒ развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности. Реализация профильного обучения рассматривается как осуществление дифференциации образования, включающее:

  • с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
  • с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;
  • с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся.

В соответствии с п. 25 ст. 2 Закона «Об образовании в РФ» направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и виды деятельности, определяющая предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область, связанную с определенным видом деятельности человека, для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» образовательная организация обеспечивает реализацию одного или нескольких профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.

В экспериментальном классе был выбран Гуманитарный профиль. Он ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» и «Общественные науки». Выбор этого профиля обоснован сотрудничеством с МГИМО МИД России.  

Таким образом, выбор профиля обучения ориентирует на будущую сферу профессиональной деятельности и с учетом предполагаемой модели продолжения образования обучающихся. В этом отношении профильное обучение тесно связано с сопровождением непрерывного профессионального самоопределения, являясь его результатом с точки зрения формирования профессиональных предпочтений в выборе сферы деятельности на этапе школьной (первичной) профориентации.

Результатом введения профильного обучения в 5-м классе стали произошедшие изменения в качестве образования. Созданная система оценки качества образования школе позволила создать систему диагностики и контроля состояния образования в профильном классе; дала объективную информацию о функционировании и развитии системы профильного образования в школе. В рамках данной работы школа заключила соглашение о сотрудничестве с МГИМО МИД России и СДДТ города Ставрополя (малая академия наук), педагоги школы прошли обучение и стажировки в университете.

 

  • Управление инновационной деятельностью.

 

Перечень и обоснование разработанных локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность организации в ходе реализации инновационного проекта.

Организация работы в профильных классах потребовала пересмотра и актуализации локальных документов школе, регламентирующих образовательный процесс и определяющих условия организации обучения

Кроме того, в рамках реализации инновационной программы разработана Программа развития МБОУ СОШ №45 г.Ставрополя на 2018- 2021 год, с подпрограммами «Одаренные дети», «Развитие кадрового потенциала», «Развитие информационно-образовательной среды».

 

Система повышения квалификации педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности, ее влияние на рост эффективности инновационной деятельности организации в целом.

С целью повышения квалификации педагогических работников школе в 2018-2021 учебном году было организовано обучение на курсах повышения квалификации по темам, связанным с профильным обучением.

 

Наличие системы общественной экспертизы результатов инновационной деятельности.

 

Открытие профильных дипломатических классов нашло положительные отзывы среди родительской общественности. На заседании Управляющего совета и Родительского комитета школы предоставлены промежуточные итоги деятельности инновационной площадки, проведен опрос родителей о качестве предоставляемых услуг в школе.

 

Организация сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими организациями.

 

В настоящее время существует ряд подходов к реализации профильного обучения, ключевыми из которых являются интеграция ресурсов и сетевое взаимодействие.  Интеграция образовательных ресурсов предполагает объединение и использование ресурсов школы с учреждениями дополнительного (СДДТ) и высшего профессионального образования (МГИМО МИД России), что актуализирует осуществление преемственности школьного и вузовского образования, использования форм и методов обучения, характерных для высшего образования. В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение учащихся конкретной образовательной организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Таким образом данный подход реализуется в концепции профильного обучения. На сегодняшней день разработаны и активно применяются разнообразные модели организации профильного образования: внутришкольная и сетевая.

 

Внутришкольная модель организации профильного обучения.

 

Внутришкольная модель организации профильного обучения позволяет школе самостоятельно выбирать количество профилей, которые она готова реализовать. Такая модель имеет некоторые определенные преимущества для образовательной организации и педагогов. Значительно упрощается координация работы и процесс согласования требований всех педагогов, участвующих в реализации профильного обучения. Экономия учебных часов и возможность организации поточной системы образования являются основными достоинствами для образовательной организации, выбирающей данную модель. Одним из преимуществ, которые предоставляет внутришкольная модель, является возможность для учащихся получить профильное образование по месту жительства, в своем классе и со своими педагогами. Наряду с достоинствами следует упомянуть и трудности в организации и реализации подобной модели профильного обучения. Образовательные организации должны быть обеспечены высококвалифицированным педагогическим составом, а также осуществлять качественный отбор обучающихся на профили, чтобы не допустить усреднения уровня преподавания.

 

Сетевая модель организации профильного обучения.

 

В данной модели организация профильного обучения конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Сетевая модель профильного обучения направлена на решение ключевой проблемы, с которой сталкиваются отдельные образовательные учреждения, то есть, ограниченные возможности, не позволяющие им обеспечить обучение в режиме индивидуальных программ, что влечет ограничение выбора обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов. Профильное обучение, построенное по принципу сетевой модели, предполагает, что школе, включенной в сеть, предоставляется возможность получать доступ к недостающим ей образовательным ресурсам, что в свою очередь позволит усилить ее собственный потенциал во всех областях. При реализации данной модели обучающиеся получают более широкий спектр образовательных услуг, что, соответственно, позволяет им в полной мере реализовать свои образовательные потребности. Основными достоинствами сетевой модели следует назвать:

‒ возможность использования современных технологий и средств обучения;

‒ выбор учеником удобного и подходящего ему времени, места и темпа обучения;

‒ предоставление возможности формировать индивидуальный учебный план, который отвечает личным потребностям обучающегося; ‒ изменение роли преподавателя, которая в контексте данной модели, позволяет ему выполнять функции координатора познавательного процесса, корректировать содержание дисциплины, консультировать при составлении индивидуального учебного плана обучающегося;

‒ изменение роли обучающегося и развитие в нем таких качеств, как самоорганизация, мотивированность, самооценка, а также повышение навыков самостоятельной работы;

‒ индивидуальный контроль качества знаний;

‒ экономическая эффективность образовательного процесса и улучшение соотношения конечного результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение по сравнению с традиционными формами обучения.

Интеграционная модель

Сотрудничество школы с домами детского творчества является вариантом организации практической деятельности учащихся по применению знаний профильной направленности. Разнообразие методов и технологий, применяемых педагогами школ-партнеров, способствует достижению высоких результатов в профориентационной работе. Однако одной из основных сложностей реализации интеграционной модели является координация учебного процесса в рамках сотрудничества образовательных учреждений. Заключение договоров, перемещение учащихся, нагрузка и расписание занятий, а также распределение ответственности за результаты обучения на данном этапе являются проблематичными для организации данной модели.

 

Система поддержки субъектов инновационного процесса.

 

Оплата труда педагогов, участвующих в проведении оценочных процедур, оплачивается из стимулирующего фонда оплаты труда. Соответствующие изменения внесены в Коллективный договор МБОУ школе №45 г. Ставрополя.

 

3) Обобщение и распространение опыта работы по реализации инновационного проекта (программы) на муниципальном уровне.

 

В течение 2018-2021 учебного года учителя школе выступали по проблемам организации работы с одаренными обучающимися перед педагогами города Ставрополя и на международной конференции, посвященной вопросам обучения одаренных детей в МГИМО МИД России и в научно-инновационном центре Сколково на Российско-Тайском круглом столе.

 

4) Программно-методическое обеспечение

 

Согласно программе инновационной деятельности в школе был создана специальная оценка качества образования, цель которой — объективно оценивать полученную информацию о состоянии качества образования в профильном классе, тенденциях, его изменениях и причинах, влияющих на его уровень

Согласно разработанному плану контроля был осуществлен цикл контрольных мероприятий, направленных на анализ рабочих программ педагогов данного класса, контроль выполнения требований к организации индивидуального обучения учащихся, контроль предметных образовательных результатов через проведения стартового, промежуточного, итогового контролей; анализ и коррекция полученных результатов, обеспечивающих положительную динамику по основным направлениям деятельности в классе.

Разработанное в школе «положение о профильных классах» позволило определить объекты оценки качества образования. Ими стали следующие критерии:

− предметные результаты,

− метапредметные результаты,

− достижения обучающихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,

− удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

В течение всего учебного года эксперты реализовывали оценочные и контрольно-измерительные процедуры в соответствии с разработанными методиками и планами-заданиями; проводили первичную обработку полученных результатов; вносили предложения по совершенствованию оценочных процедур.

Итогом годовой работы профильных классов стала подготовка Отчета о самообследовании деятельности МБОУ СОШ №45 г.Ставрополя, в котором дана оценка по следующим направлениям:

  1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения (Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и система управления. Характеристика контингента обучающихся)
  2. Управление школой (Структура управления школой. Органы государственно-общественного управления и самоуправления)
  3. Оценка образовательной деятельности и организации образовательного процесса в школе.
  4. Оценка качества кадрового, учебно-методического, библиотечно и нформационного обеспечения, материально-технической базы школе
  5. Качество подготовки обучающихся (Реализация ФГОС ООО. Анализ состояния качества знаний, умений, навыков учащихся профильных классов.

 

5) Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационного проекта.

 

В течение 2018-2021 учебного года администрация школе совместно с руководителями методических объединений, экспертами университета МГИМО МИД России проводила внутренний аудит оценки качества образования в профильных экспериментальных классах через:

− мониторинг предметов Федерального компонента (контрольные работы по

текстам администрации 4 раза в год);

− внутренний контроль состояния преподавания учебных предметов 5, 6, 7-го профильных экспериментальных классов, элективных учебных предметов, выполнение государственных образовательных стандартов;

− мониторинг участия обучающихся в интеллектуальных (олимпиады, конференции) и творческих конкурсах.

Результаты внутреннего аудита обсуждались на административных совещаниях, педагогических советах школе, научно-методических советах, заседаниях школьных методических объединений, общешкольных родительских собраниях, заседаниях Управляющего совета школе.

В 2018-2021 учебном году были проведены внутренние внешние и независимые исследования качества образования на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Таким образом, в деятельность по реализации площадки и работу с профильными классами были вовлечены партнерские организации, педагоги, руководители МО, члены администрации. В управлении качеством образования также принимают участие органы государственно-общественного управления:

Управляющий совет и педагогический совет школе.

 

6) Выводы об эффективности инновационной деятельности, целесообразности продолжения инновации, перспектив и направлений дальнейших исследований

 

Три года реализации темы инновационной площадки показал хорошие результаты. За три года было создано три экспериментальных класса – каждых год набирался один экспериментальный класс. Было отмечено, что реализация проекта профильных 5-го, 6-го, 7-го классов осуществляется эффективно, оптимизирована работа администрации и руководителей методических объединений, разработанная модель и структура работы с профильными классами. Для повышения качества образования поддерживаются в актуальном состоянии необходимые нормативно-правовые документы и материалы диагностики, ведется постоянна работа с партнерской организацией — МГИМО МИД России.

Целесообразно подвести итоги по реализации инновационной темы до декабря 2021 года, предусмотреть мероприятия по проведению анализа эффективности данной модели, обобщить полученные результаты деятельности муниципальной инновационной площадки, распространить позитивные результаты работы на уровне города Ставрополя и Ставропольского края.

 

Приложение:

1) табличные данные к информационно-аналитической справке о результативности инновационной деятельности организации.

2) дополнительные материалы:

Рабочие программы по предметам: «китайский язык», «английский язык», «основы коммуникации», «основы дипломатии».

 

Директор МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя                                     Л.Н. Токарева